Месяц назад мы публиковали , но с тех всё стало только хуже, поэтому обновим наш список марок новыми «фигурантами». Так, об уходе из России, похоже, всерьез , продает свой завод Mercedes, а Ford отказался от выпуска даже коммерческой техники. Мы не включили в дайджест китайские бренды — они появились сравнительно недавно и сейчас .
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что мы проходим точку невозврата:
— Можно констатировать клиническую смерть автопрома, точнее, смерть той модели автопрома, которую продвигал Минпромторг, — говорит он. — Новую модель пока никто не предложил, за исключением производства трех устаревших моделей транспортных средств. Естественно, это не выход для огромной страны, и анонсированная стратегия развития автопрома не отвечает на вопросы, откуда и как появятся российские автомобили и на чем будет передвигаться наша страна.
За минувшие 20 лет автомобили в России собирали почти все ключевые бренды, включая Audi, BMW, Mercedes, Peugeot, Toyota, Nissan, Citroen, Mitsubishi и так далее. Исключения можно пересчитать по пальцам, например, собственных заводов в стране никогда не было у Subaru, Suzuki и Honda.
За двадцать лет несколько раз изменятся правила промышленной сборки. Минпромторг будет требовать всё более глубокой локализации производства, и на место отверточной сборки по принципу «прикрутить бампера» придут штамповка кузовов из российского проката и местная сборка двигателей. Автопром станет весомой частью экономики ряда регионов и городов, в частности Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калужской, Калининградской, Нижегородской и Ростовской областей.
Первые тревожные звонки прозвенят после присоединения Крыма в 2014 году, и вскоре закроется завод General Motors под Питером (там делали Opel Astra и Chevrolet Cruze). Постепенно будет сокращаться ассортимент машин, и уйдет еще ряд знаковых марок. Например, в 2019 году легковой рынок покинет Ford, а в компания откажется и от производства в России коммерческой техники.
Концерн General Motors был представлен в России марками Chevrolet и Cadillac и стал первым, кто после начала специальной военной операции. Шаг был во многом символическим, поскольку концерн уже уходил из России в 2015 году после присоединения Крыма, и в последние 7 лет был представлен считанными моделями (Tahoe, Travese).
Более чувствительным для России является невозможность поставки в страну недорогих Chevrolet казахстанской и узбекской сборки. Кстати, «УзАвтоМоторс» возглавляет теперь бывший гендиректор АВТОВАЗа, , который понимает запросы российского авторынка.
Еще один американский бренд еще весной 2019 года из-за низкого спроса на легковушки, но сохранил завод в Елабуге, где делали коммерческие Ford Transit. Работа предприятия была заморожена в марте 2022 года. В сентябре стало известно о планах на замену «Транзиту»: владелец предприятия, «Соллерс Авто», подал соответствующую заявку в Минпромторг России. А в середине октября Ford полный уход из России.
Ситуация с японской маркой неопределенная: громких заявлений компания не делала, при этом еще два года назад , что уйдет из нашей страны в 2022 году. Накануне нынешнего кризиса Honda была представлена в России лишь одной моделью — кроссовером CR-V.
Не считая китайских марок, именно с корейским дуэтом были надежды России, но, увы, . В начале кризиса марки заявили о желании остаться, и хотя основной завод под Петербургом (там делали Rio, Solaris, Creta) встал надолго, летом удалось возобновить производство нескольких моделей на калининградском «Автоторе», включая и новый KIA Sportage. Но сейчас , и в обозримом будущем «Автотор» переключится на сотрудничество с другими партнерами.
У АВТОВАЗа всё более-менее стабильно: за лето компании удалось возобновить выпуск упрощенных версий Lada Granta и Niva и даже вернуть на них часть опций, вроде подушек безопасности. Производство Lada Vesta свернуто в Ижевске, но должно возобновиться в 2023 году на одной из освободившихся веток в Тольятти. А вот хетчбэк XRAY в строй , поскольку был наименее локализованной из «Лад».
Планы у АВТОВАЗа традиционно грандиозные: подготовка кроссовера на базе Lada Vesta, локализация на оставшейся от французов платформе CMF-B, а также выпуск в Ижевске.
Автомобили японской марки пользовались в России стабильно высоким спросом. Завод компании на Дальнем Востоке собирал , а также кроссоверы CX-5 и CX-9, а часть моделей, вроде CX-30, экспортировалась. Сейчас завод остановлен, и «Соллерс Авто» ведет переговоры с японцами о выкупе доли в совместном предприятии и запуске другого проекта.
Из всех премиум-марок Mercedes-Benz организовал местное производство позже всех, в 2019 году, зато, в отличие от конкурентов, обосновался капитально: в Подмосковье был построен завод полного цикла, выпускавший седаны E-класса.
BMW, например, долгое время собирала машины в партнерстве с калининградиским «Автотором», а некоторые модели Audi в первой половине нулевых делали в режиме крупноузловой сборки на заводе в Калуге — их производство прекратилось еще в 2015 году.
Сейчас Mercedes решил выйти из российского бизнеса, и его завод в индустриальном парке «Есипово», по данным , будет продан одному из дилеров марки.
Компания еще в апреле, и с тех пор новостей о ее будущем нет. Несмотря на ограниченность модельного ряда, Outlander и Pajero Sport пользовались неплохим спросом, и по итогам 2021 года марка была в рейтинге продаж.
Завод под Петербургом, где выпускали Qashqai, X-Trail, Murano, остановлен еще в марте, а в октябре стало известно с опционом на обратный выкуп: по такой же схеме уходила из России компания Renault. Помимо завода, Nissan владел маркетинговым центром в Москве, и он тоже перейдет в госсобственность. По аналогии с Renault, гарантийные обязательства по автомобилям Nissan возьмет на себя АВТОВАЗ, в частности, переключив на себя управление центральным складом запчастей компании и наладив поставки необходимых деталей.
В последнее время Nissan терял рыночную долю, а его модельный ряд был представлен лишь пятью кроссоверами — помимо перечисленных, он включал также новый Pathfinder, продажи которого стартовали и тут же закончились в феврале , а также Terrano, клон Renault Duster. Но Terrano делали на московском заводе, который после ухода Renault передан в собственность столичной мэрии и готовится к выпуску автомобилей . Без завода под Питером будущее Nissan в России выглядит бесперспективным.
Концерн Stellantis (владеет всеми тремя марками) на заводе под Калугой весной, а с учетом небольшой доли рынка и европейского происхождения марок возобновление полноценной работы выглядит маловероятным.
Крупнейшая потеря для российского рынка — уход марки Renault. Компания была одним из главных инвесторов в российский автопром, владела АВТОВАЗом и отдельным заводом в Москве, который выпускал кроссоверы Duster и сходные с ним модели. В 2021 году Renault в свои производственные и инженерные цепочки, что, с одной стороны, лишало Россию национальных моделей, вроде Granta и Vesta, с другой — открывало большие возможности по выпуску недорогих автомобилей стабильного качества . По суммарным продажам АВТОВАЗ и Renault были доминантами рынка с хорошими перспективами роста.
Компания ушла в резкой манере, передав оба своих завода за рубль. На ранних стадиях АВТОВАЗ заявлял о планах по локализации Renaut Duster, но больше к этой теме не возвращался. Из бывших моделей французской марки наилучшие шансы остаться у Lada Largus (Renault Logan MCV): АВТОВАЗ планирует переделать ее в электромобиль.
Уход Renault создал проблемы для дилерской сети, которую сейчас планируется слить с сетью самого АВТОВАЗа. Гарантийные обязательства взяла на себя дочерняя компания завода «Лада Имидж».
Дуэт марок был еще одним крупным инвестором русавтопрома, владея двумя производственными площадками под Калугой и на нижегородском ГАЗе. В Калуге выпускали Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid, в Нижнем — Skoda Kodiaq, Karoq, Octavia и Volkswagen Taos. В России выпускались и двигатели семейства 1.6 MPI, в планах была локализация турбомоторов 1.4 TSI.
Оба завода остановлены и, судя по всему, надолго. Из Нижнего Новгорода концерн Volkswagen , а завод под Калугой . Шансов остаться в России при нынешних исходных данных немного — санкционные ограничения ударили по европейским брендам сильнее всего.
Японская марка почти утратила влияние на рынок и по итогам 2021 года не попала даже в . Subaru не имела собственных производств в России, а модельный ряд был представлен лишь тремя кроссоверами и спортивной WRX. Тем не менее Subaru стала одной из немногих фирм, заявившей о сохранении поставок весной 2022 года: опубликованный в апреле прайс-лист на Subaru Forester начинался от 4,15 миллиона рублей.
Востребованная и уважаемая в России марка долго сохраняла лояльность к рынку: завод под Петербургом был остановлен еще весной, но японцы говорили о желании возобновить производство Camry и RAV4 при первой возможности. Но возможности не представилось, и марка : предприятие или продадут, или приспособят под другие проекты. Пока Toyota не уходит из России и продолжит поддерживать дилерскую сеть. Ее положение было отчасти уникально, и мало какой бренд мог похвастаться таким количеством востребованных моделей, которые импортировались из-за границы: например, стабильно высоким спросом пользовались Land Cruiser, LC Prado и Highlander. Если марке удастся наладить поставки машин, спрос на них будет. При этом конкуренцию официальным Toyota сейчас составляет серый импорт из Японии.
Еще один пример стабильности, которая на заводе длится уже более полувека: в Ульяновске продолжают собирать «буханку» 1965 модельного года, полувоенный Hunter и Patriot, в том числе . Неплохо обстоит дело и с продажами, которые на фоне обвала рынка упали лишь незначительно. Основными покупателями УАЗов являются корпоративные клиенты и госструктуры, так что пока дефицит заказов заводу не грозит. При этом минимальная стоимость той же «буханки» с двигателем стандарта «Евро-0» составляет порядка 1,3 миллиона рублей.
А вот , по которым мы будем скучать сильнее всего. Серьезные проблемы , и страховщики бьют тревогу, требуя увеличить сроки ремонта по ОСАГО.
Комментарии