В России продолжает расти заболеваемость коронавирусной инфекцией — 2 сентября оперштаб сообщил более чем о 50 тысячах случаев за сутки. Это уже существенное число и не только относительно данных месячной давности — недавно в Госдуме заявляли, что при достижении 60 тысяч заражений в сутки нужно будет вводить всеобщий масочный режим. Однако пока на федеральном уровне о нём не говорят. Роспотребнадзор 16 августа заявил, что решение о масочном режиме должны принимать регионы, рекомендуется объявлять его, если показатель заболеваемости выше 50 человек на 100 тысяч населения в неделю. В существенной части регионов эти показатели уже больше, но прислушались к Роспотребнадзору пока только Бурятия и Еврейская автономная область. Мы поговорили с врачами, чтобы разобраться, почему высокая заболеваемость так и не стала поводом для введения противоэпидемических мер и какой будет новая волна ковида. Мнения разделились.

— С этой волной более-менее ясно. Мы сейчас находимся приблизительно на пике, — считает вирусолог Анатолий Альтштейн. — Если посмотреть на заболеваемость за последние дней 10, то мы видим, что она колеблется около этих 50 тысяч. Мы на пике или близки к нему. Сколько пик будет держаться? Ну, может быть, еще неделю. Потом пойдет на спад.

Иммунолог Николай Крючков не согласен с коллегой — он полагает, что всё только начинается. Через какое-то время волна станет более масштабной и заболеваемость будет выше ста тысяч случаев в сутки.

— Насколько больше ста тысяч, никто не скажет, потому что слишком много факторов, — говорит Николай Крючков. — Школьники и вся эта история с возвратом людей в города еще не сыграли роль. Это будет сказываться на статистике примерно с 10 сентября. Рост, который мы сейчас видим, связан с двумя моментами по сути. Первое — я предполагаю, что увеличился охват ПЦР-тестирования, но не знаю насколько. Второе — это естественный процесс. Темпы пока небольшие, я после 10–15 сентября ожидаю ускорение из-за социальных факторов, а начиная с октября включатся факторы уже природные, сезонные. Думаю, что волна может быть затяжной, спад при отсутствии противоэпидемических мер и низком уровне коллективного иммунитета будет длительный. И это самое плохое, потому что накопительный итог будет печальным.

Анатолий Альтштейн полагает, что смертность не будет высокой: сейчас летальность вируса, по его словам, существенно снизилась и составляет меньше половины процента. У Крючкова мнение на этот счет менее оптимистичное. Прирост избыточной смертности, по словам иммунолога, мы будем видеть уже по итогам августа. Только эти данные мы получим нескоро — оперативные данные учитывают не все случаи, а информация Росстата публикуется только через полтора месяца. Как объясняли в ведомстве ранее, формирование информации о смертности требует времени на обработку данных и корректировку причин смерти на основании окончательных медицинских свидетельств.

Переломить ход пандемии могли бы противоэпидемические меры, но власти не спешат их вводить, хотя за то же , а Роспотребнадзор рекомендовал . Коллективный иммунитет, о котором так много говорили год назад, тоже оставляет желать лучшего: по данным оперштаба, он сейчас меньше 10%. Анатолий Альтштейн говорит, что в обозримом будущем, возможно, уже в октябре, будет готова новая версия вакцины — адаптированная к омикрону. Вопрос — будут ли ею прививаться.

— Фактически, все барьеры, все заслоны для вируса сейчас открыты, кроме госпитального звена, — считает Крючков. — У нас нет противоэпидемических мер, нет хороших темпов вакцинации и ревакцинации, а это две ключевые заслонки. Сейчас как вирус себя поведет в естественной среде, такой результат мы и получим. Если будет мягкий вариант, заболеваемость на пике будет в районе ста тысяч в сутки, если более жесткий, то может дойти и до двухсот тысяч и повторить зимнюю волну. Мы и до этого не отличались эффективными мерами. По каким-то внешним атрибутам, лозунгам, может, и было как-то удобоваримо, но по результатам — нет, потому что меры вводились частичные, непоследовательные, некомплексные, с большим опозданием и практически полным отсутствием контроля за их соблюдением.

Иммунолог говорит, что : после отмены всех ограничений люди стали менее серьезно относиться к вирусу. Сейчас власти снова начали говорить о введении противоэпидемических мер: на днях первый зампред комитета ГД по охране здоровья Федот Тумусов .