Ниже приводится отредактированная расшифровка .

——————

— Всё верно. «Читаэнергосбыт» является сбытовой организацией. Ее основная задача — это обеспечение сборов платежей за потребленную электроэнергию. В свою очередь, полнота сборов обеспечивает расчеты гарантирующего поставщика с генерацией на оптовом рынке электроэнергии и сетевой компанией. Полнота оплаты услуг этих компаний и определяет надежность энергоснабжения потребителей в регионе. Зона нашей ответственности — выполнение полноты сборов оплаты за поставленную электроэнергию. Каждый год мы сталкиваемся с одной и той же проблемой — с неплатежами к наступлению нового отопительного сезона. Долги в целом по Забайкальскому краю на сегодня превышают 1,5 миллиарда рублей. Постепенно, каждый год мы работаем над снижением этих долгов.

— Удается, но с разной степенью успеха. В этом году проблемы как нельзя обострились к началу нового отопительного сезона.

— Это долги в текущем моменте, в том числе долги населения и юридических лиц. Если говорить про просроченные, то основная задолженность приходится на организации ЖКХ, это свыше 600 миллионов рублей, и из этой суммы 200 миллионов можно сразу отнести к «мертвым» долгам по тем предприятиям, которые уже прекратили хозяйственную деятельность. Предприятия ЖКХ — это прежде всего теплоснабжающие, водоснабжающие организации. Порядка 400 миллионов — долги по действующим организациям. И текущий год отличается от всех остальных периодов тем, что к началу отопительного сезона 2022–2023 года организации ЖКХ пришли с ростом долгов почти на 220 миллионов по отношению к началу года.

— Да. Обычный цикл предприятий ЖКХ заключается в том, что долги накапливаются во время отопительного сезона, и за лето — к началу следующего отопительного сезона — эти долги погашаются.

— Да, это вторая основная особенность: за предприятиями ЖКХ стоят граждане, то есть третьи лица, имеющие право на получение услуг по тепловодоснабжению. Поэтому в период отопительного сезона их ограничение запрещено.

— Те котельные, которые не связаны с водоснабжением, мы можем отключать. На сегодня у нас по Забайкальскому краю отключены 54 котельных.

— Да. При этом практически 90% прироста долгов в 2022 году приходится на нашу региональную, правительственную компанию — ЗабТЭК. Достаточно известная компания с кучей проблем, которая создавалась для обслуживания наиболее проблемных населенных пунктов: Борзя, Забайкальск, Петровский Завод и другие.

— Причем наиболее проблемных. Это и котельные, и системы водоснабжения, то есть водоводы. Например, как в Золотореченске, где многокилометровый водовод, такие строились в советское время под советские заводы и ГОКи. Сейчас они наиболее убыточные, в наихудшем состоянии и требуют наибольших затрат. Никакой предприниматель, концессионер, который заходит на котельные в нормальном состоянии, на такие объекты не идет. Основной целью создания этого предприятия был подхват этих проблемных объектов и обеспечение их нормального функционирования.

— Могу судить только исходя из своей деятельности, по динамике долгов. Мы долгое время имели прирост долгов по ЗабТЭК. Но в период 2017–2019 годов предприятие вышло на погашение этой задолженности — вплоть до текущих уровней, то есть в какие-то моменты предприятие не имело просроченных долгов, выполняло текущие платежи, и проблематики такой не было.

— Да. И можно назвать два основных фактора, с чем это связано. Не секрет, что предприятия ЖКХ по Забайкальскому краю, да и в целом по стране, в особенности по Дальнему Востоку, планово убыточные с точки зрения текущих тарифов.

— Да, они экономически не обоснованы, то есть снижены с целью защиты населения, а экономически обоснованные тарифы — гораздо выше. Разница, которая формируется между ними, должна покрываться за счет региональных субсидий. Эта работа в правительстве Забайкальского края была начата не так давно, в 2016–2018 годы. Постепенно объемы выпадающих доходов, которые рассчитывались региональной службой по тарифам, увеличивались. При этом возрастал и процент их выплат. Это позволяло предприятиям ЖКХ сводить концы с концами, в том числе расплачиваться по долгам с энергетиками и готовиться к отопительному сезону.

— Всё верно. Здесь я хотел бы отметить, что это действительно нагрузка для бюджета.

— Если сравнить цифры по нашим соседям, близлежащим регионам, то нагрузка по Забайкальскому краю — наименьшая. Например, за 2020-й год по Якутии объем компенсации выпадающих доходов составлял 17 миллиардов рублей.

— Конкретно — по предприятиям ЖКХ, то есть по тепловодоснабжающим организациям, которые населению предоставляют услуги по сниженному тарифу. Далее субсидии на Камчатке составили 8 миллиардов рублей, в Хабаровске — 5 миллиардов рублей, в Амурской области, самой сопоставимой с нами и по климатическим условиям, и по численности населения, — 3 миллиарда рублей. Забайкальский край за 2020 год выплатил выпадающих доходов на уровне 1 миллиарда 300 миллионов рублей.

— Да. Это 1,3 миллиарда рублей по нашему региону и практически 3; 5; 8; 17 миллиардов рублей — по названным субъектам. Видна кратная разница в объемах выпадающих доходов. Однако с точки зрения условий хозяйственной деятельности субъекты отличаются не кратно. Проблематика в этом тоже есть.

— Эти деньги перечисляются из краевого бюджета в адрес организаций ЖКХ, то есть непосредственными получателями субсидий являются сами организации. Но каждый год проблема с выплатой существует. Например, в 2021 году благодаря действиям председателя правительства, первого заместителя председателя правительства Андрея Кефера в том числе и за счет работы с федеральными властями эта проблема была решена, и всё, что было подсчитано в качестве выпадающих доходов для предприятий ЖКХ, регион изыскал возможность оплатить. Чего не скажешь про 2020 год, когда недофинансирование по выпадающим доходам составило 1 миллиард 400 миллионов рублей, что легло проблемой на ресурсоснабжающие организации. И это тянется до сих пор. Организации вынуждены эти суммы взыскивать в судебном порядке, потому что финансовый год прошел, и выплатить в обычном порядке у власти нет возможности.

— Да, это те предприятия, которые «погибли», просто не выжив в этих условиях. Конечно, не только выпадающие доходы влияют на деятельность предприятий ЖКХ. На их финансовое здоровье влияет также и уровень собираемости оплаты за свои услуги. То есть мало получить тариф и выпадающие доходы, еще нужно собрать то, что начислено гражданам и юридическим лицам.

— Да, это отдельная сложная работа для ресурсоснабжающих организаций, проблема такая существует. Сегодня задолженность ЗабТЭКа за электроэнергию превысила 300 миллионов рублей, что составляет 75% от общего объема долга всех предприятий ЖКХ края (400 миллионов рублей). При этом на ЗабТЭК приходится половина объема потребления электроэнергии. Половина в потреблении и 75% в долгах. Это фокус проблем всей отрасли, и в этом году всё сошлось на данном предприятии.

— Еще одна из проблем, о которой стоит сказать, это допредъявление со стороны налоговой службы обязательств порядка 260 миллионов на уже выплаченную компенсацию выпадающих доходов за 2017–2019 годы. И эта сумма заблокирована, заморожена на счете организации. Это их налоговый спор, который связан с начислением НДС.

— Да, и с возвратом по услугам и товарам, которые были компенсированы за счет выпадающих доходов. Решение налоговой службы в настоящее время находится на обжаловании в арбитражном суде, но уже сложившаяся ситуация существенным образом влияет на финансовое состояние ЗабТЭК.

— Совершенно верно. И результат судебного рассмотрения может существенно повлиять как на экономику ЗабТЭК, так и на экономику остальных предприятий, потому что аналогичная ситуация может сложиться и по другим предприятиям ЖКХ — плательщикам НДС.

— Да.

— Не готов судить, не являясь экспертом в налогообложении, но проблема есть, она даже регионального масштаба. Потому что если такие предприятия сейчас будут получать компенсации, с которых потом будут допредъявляться такие суммы налогов, то это добавит проблем региональной власти в поиске источников финансирования.

— Не могу судить, но надеюсь, что пути решения найдутся и ситуация разрешится.

— Если скажу, что ситуация очень критичная, наверное, не переборщу.

— В 2021 году нам удалось решить вопрос по ЗабТЭКу с помощью заключения соглашения о реструктуризации задолженности, которое к концу года было выполнено. За счет компенсационных выплат в декабре предприятию удалось погасить задолженность, которая по итогам прошлого года снизилась практически на 140 миллионов рублей по отношению к его началу. Это позволило нам рассчитаться и на оптовом рынке электроэнергии, и с сетевой организацией.

— В плотнейшем контакте. Мы мониторим состояние предприятия в ежесуточном режиме, потому что зависимы от него. Вся энергетика Забайкальского края практически зависит от финансового состояния ЗабТЭКа.

— Именно, там достаточно жесткие условия по оплате, по просрочке, по выплате неустоек и так далее.

— В экономике есть понятие опережающих индикаторов. Это те индикаторы, которые показывают на процессы, которые уже начались, но в целом экономика еще не перешла в новое состояние. Энергетика, долги предприятия, объемы потребления — всё является опережающими индикаторами. С точки зрения динамики этих долгов нынешний вход в отопительный сезон кардинально отличается от предыдущих.