Разбираемся вместе с минсоцзащиты Забайкалья в предложении губернатора переселять бедных жителей региона, чтобы они могли устроиться на высокооплачиваемую работу. Что не так? И что уже работает?

Предыстория

В феврале 2022 года Александр Осипов предложил минсоцзащиты региона продумать вопрос о переселении бедных жителей. Во всём Забайкалье за чертой бедности по итогам 2021 года живёт 202 тысячи человек — около 19% от всего населения края. В предложении губернатора было мало конкретики — её он как раз и попросил сформулировать министерство труда и социальной защиты населения.

«Нужно подумать, где, каким образом нужно перезанять этих людей. Где они живут, как создать рабочие места высокооплачиваемые? Там, где это невозможно, поработать с населением и понять, куда могут переехать эти люди, чтобы получить гарантированный доступ к работе, переподготовке или образованию», — сказал глава региона.

За рабочие места вместе с региональным минсоцем отвечает и минэконом. У ведомства широкий круг полномочий и обязательств, но в том числе оно прогнозирует социально-экономического развитие, поддерживает малый и средний бизнес, развивает конкуренцию и содействует инвесторам. В помощь Забайкальскому краю и другим регионам России были созданы ТОР и ЦЭР, которые по идее, как раз и существуют для того, чтобы эти рабочие места у нас были.

ТОР — это территория опережающего развития. Все мы помним, как много об этом говорили власти края. Такие территории создавались как зоны со льготными налоговыми условиями и упрощёнными процедурами для инвесторов, а также для привлечения инвестиций в целом и улучшения жизни населения. Главными факторами этого улучшения считались инфраструктура, которую инвесторы будут развивать, и, конечно, создание рабочих мест.

ЦЭРы — это центры экономического роста. Они создавались по принципу объединения территории одного или нескольких муниципальных образований, которые вносят значительный вклад в экономический рост макрорегиона. Макрорегионов в России с 2019 года — той же поры, когда были придуманы ЦЭР — 14. Забайкальский край входит в Дальневосточный макрорегион, а Чита считается перспективным центром экономического роста. Что всё это значит?

Это значит, что в макрорегион и край потекли свежие субсидии и субвенции (деньги под конкретные цели). Всего на три года с 2019-го Дальневосточному макрорегиону выделили чуть больше 94 миллиардов рублей.

ЦЭРы были придуманы в рамках Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Главная цель этой стратегии — сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. По задумке, к 2025 году мы должны стать примерно как Приморский край. Или хотя бы как Хабаровский.

Центры экономического развития должны были запустить и новую большую волну переселения из аварийного жилья, и новые стройки разных важных объектов. Где-то в макрорегионе на выделенные средства строили дома престарелых, где-то аквапарк. То есть создавались и новые рабочие места.

Дмитрий Медведев, бывший в 2019 году председателем Правительства России, говорил, что ЦЭР — это центры по привлечению финансирования.

«[...] важно, чтобы были созданы условия для нормальной жизни, поэтому надо строить детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные сооружения, культурные объекты, благоустроенные улицы, дворы, парки. Здесь без поддержки государства не обойтись», — заявил он на совещании о социальном развитии центров в августе 2019 года. Сейчас Дмитрий Медведев — зампред Совета Безопасности и он может больше не думать о ЦЭРах. Но это не важно, важно другое: то, как внедрялась в регионах система ЦЭР.

Руководители субъектов оказались не готовы к такому количеству денег. Об этом на том же заседании говорил тогда ещё министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов (сейчас он министр природных ресурсов и экологии — авт.). В Забайкалье по традиции опять срывали сроки, как было с программой переселения в далёких 2016—2017 годах, или уже со свежим нацпроектом «Демография», когда в Чернышевском и Тунгокоченском районах не успели вовремя достроить детские сады.

Если постараться, таких срывов можно насобирать массу. Это проблема взаимодействий региональных властей и муниципалитетов, муниципалитетов и подрядчиков, и конца и края ей нет. Опять же вопрос кадровый.

В случае с реализацией проектов ЦЭР в 2019 году полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поставил нам тройку. Но понадеялся, что губернатор региона со всём разберётся.

«За три года 90 миллиардов рублей на муниципальный уровень для строительства социальной инфраструктуры – здесь перед коллегами стоит большой вызов и большая ответственность и контроль», — говорил Козлов.

Ротация кадров в правительстве нашей страны, конечно, потрясающая. Жаль, она ничего не меняет. Потому что вытянуть Забайкалье на позиции сильного и экономически успешного региона — задача сверхсложная.