Продолжается цикл материалов проекта главы Читы Евгения Ярилова «Вторая мировая. Роль Читы и забайкальцев в победе». В предыдущих материалах мы рассказали о роли Забайкальского фронта в сокрушительном разгроме японских милитаристов. А также о трудовом героизме забайкальских железнодорожников, сумевших в короткие сроки с честью выполнить поставленные перед ними государством задачи.

Велик вклад в победу и забайкальских контрразведчиков, а также представителей военно-воздушных сил. Об этом — в сегодняшних материалах.

Бдительность и ещё раз бдительность. На передовой невидимого фронта

В конце XIX века Япония создаёт и совершенствует внешнюю разведку и контрразведку. Успехи Японии в войне с Россией в 1904–1905 годах стали свидетельством эффективности этих усилий.

Разведчик, император и другие

Японская разведка продолжала укреплять своё влияние в Китае, действуя под прикрытием японских военных миссий. Здесь проявил свой незаурядный талант разведчика Кендзи Доихара. Он работал в Китае с 1913 года, владел тремя китайскими диалектами, 13 европейскими языками, обладал обширными знаниями во многих отраслях человеческой деятельности и мастерством перевоплощения.

В то же время был аморальным и жестоким человеком, организатором многих кровавых преступлений и наркотизации Китая. За участие в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, за нарушение законов и обычаев ведения войны Доихара был приговорён в 1948 году Международным военным трибуналом для Дальнего Востока в Токио к смертной казни через повешение и 23 декабря казнён.

18 сентября 1931 года Квантунская армия начала оккупацию Маньчжурии. По мере продвижения войск агенты Доихары инспирировали движение за создание «независимого» от Китайской Республики Маньчжуро-Монгольского государства.

Пособники Доихары образовали Административный комитет и созвали 29 февраля 1932 года в городе Мукдене национальный съезд, который провозгласил независимость Маньчжурии и Внутренней Монголии. 1 марта 1932 года объявили о создании Маньчжоу-Го (Маньчжурского государства). Верховным правителем «избрали» последнего императора Китая Айсин Цзюэло Пу И. Его тайно доставили в Чанчунь, который стал столицей государства, получив новое наименование Синьцзин.

Через два года, 1 марта 1934-го, Пу И провозгласили императором. Формально вся власть в Маньчжоу-Ди-Го (Маньчжурской империи) сосредотачивалась в руках императора, но на самом деле принадлежала чрезвычайному и полномочному послу Японии, который одновременно являлся главнокомандующим Квантунской армии.

Марионеточный характер Маньчжоу-Ди-Го подтвердили на Международном военном трибунале для Дальнего Востока, который судил японских военных преступников в 1946–1948 годах в Токио. В приговоре трибунала указывается: «Захват Маньчжурии в 1931 году обеспечил базы для нападения на СССР на широком фронте с целью захвата всего советского Дальнего Востока».

Разведка и контрразведка в Маньчжоу-Ди-Го

Вся разведывательная и контрразведывательная деятельность в Маньчжоу-Ди-Го проводилась четырьмя органами:

  • 2-м отделом штаба Квантунской армии, который подчинялся 2-му отделу Генерального штаба Японии;
  • главным управлением полиции;
  • главным управлением жандармерии;
  • главным штабом железнодорожной охранно-военной бригады.

2-й отдел штаба Квантунской армии осуществлял военную разведку и контрразведку через японские военные миссии (они в закрытых документах носили название «органы особой службы японской императорской армии»).

Главное управление полиции обеспечивало охрану государственной границы, имея в подчинении основные, средние и малые погранполицейские отряды. На дальних и ближних подступах к границе на путях вероятного движения советских и монгольских разведчиков, а также в районах действия китайских партизан располагались полицейские посты. В обязанности полиции входила борьба с партизанским движением.

Жандармерия являлась элитной спецслужбой. Её сотрудники, помимо разведки, занимались политическим сыском и контрразведкой в армии, полиции и ЯВМ. Имелись случаи, когда жандармы арестовывали агентов ЯВМ и, применяя к ним физическое воздействие, склоняли их к сотрудничеству. Жандармские управления и отряды жандармерии также вели контрразведывательную работу по выявлению иностранных разведчиков, китайских подпольщиков и партизан.

Главный штаб железнодорожной охранно-военной бригады организовывал разведку с позиций транспорта и осуществлял контрразведку среди транспортных рабочих и служащих.

Изучаемые районы Дальнего Востока и Забайкалья 2-й отдел штаба Квантунской армии распределил по направлениям: борзинское, владивостокское, хабаровское, биробиджанское, благовещенское и куйбышевское (по названию железнодорожной станции Куйбышевка-Восточная, ныне город Белогорск Амурской области). С учётом этих направлений создавались ЯВМ.

Улица Бабушкина, 72. Шпионаж под прикрытием консульства