Учёный рассказал, как загрязнение воздуха в Чите могут снизить «бюрократическим путём»

2022-03-24 06:14:26

Профессор, бывший директор Института природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения РАН Николай Сигачёв 24 марта заявил, что показатели программы «Чистый воздух» по снижению выбросов в атмосферу легко выполнить «бюрократическим путём», но на состояние воздуха это практически не повлияет.

«Дай бог, чтобы программа «Чистый воздух» продолжалась и чтобы мы из неё не выпали. Но нужно сказать, что в научных кругах есть большая доля скептицизма по идеологи этого проекта — за основу положен подсчёт тонн выбросов загрязняющих веществ в воздух. Я могу сказать, что это не лучший способ оценки опасности загрязнения атмосферы. Мы не учитываем главную цель — нам нужно оценить степень риска для населения. Показатель легко снизить, не сделав ничего для здоровья.

Во-первых, берём, например, ТЭЦ-1, сокращаем там выбросы — от этого состояние воздуха практически не изменится. Во-вторых, у нас есть наблюдательные посты [загрязнения атмосферного воздуха], можно создать ещё один в чистом районе, например, на КСК и тогда автоматически степень загрязнённости снизится примерно на 20%. Это такой бюрократический вариант обхода», — сказал Сигачёв.

Он добавил, что эти варианты могут и не воплощать в жизнь, но «наша бюрократия самая изворотливая и может свести проблему к показателям, которые ни о чём не говорят».

Чита входит в число городов России с самым грязным воздухом. Поэтому город попал в федеральный проект «Чистый воздух» в 2018 году, по которому должен был получить миллиарды, чтобы к 2024 году снизить вредные выбросы в атмосферу Читы на 22,61%. В 2020-м город не получил деньги из-за пандемии коронавируса. В сентябре 2021-го на проект «Чистый воздух» правительство России выделило Чите 1,26 миллиарда рублей. Деньги направили на ликвидацию двух котельных и проведение троллейбусных линий в Каштак и на КСК.

Во время совещания в ОНФ учёные и общественники подвергли сомнению достижение цели проекта, так как основная часть средств направлена на троллейбусные линии, дающие незначительный эффект.