Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет по результатам расследования падения вертолета в Тверской области в ноябре 2018 года, в котором один человек погиб, а трое получили травмы.

2020-01-27 18:01:21

Текст: Павел Успенский

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет по результатам расследования падения вертолета в Тверской области в ноябре 2018 года, в котором один человек погиб, а трое получили травмы.

Вертолет авиакомпании «Баркол», на борту которого находились четыре человека – командир воздушного судна, второй пилот, бортмеханик и бортоператор, проверяющий магистральные нефтепроводы, совершил жесткую посадку в лесах Жарковского района днем 8 ноября 2018 года. В результате аварии погиб командир воздушного судна, остальные находившиеся на борту люди были госпитализированы.

Расследованием крушения вертела с бортовым номером RA-25600 занимались специалисты Межгосударственного авиационного комитета. 19 декабря 2019 года были опубликованы итоги расследования.

Как следует из материалов, опубликованных МАК, 8 ноября Ми-8 авиакомпании «Баркол» взлетел из населенного пункта Переслегино, что под Великими Луками в Псковской области. Сюда вертолет прибыл накануне, совершая полет по маршруту Великий Новгород-Брянск  с целью облета трассы магистрального нефтепровода. Фактически же, был выполнен облет трассы от Великого Новгорода до Андреаполя, где экипаж совершил посадку, а затем, из-за плохих метеоусловий, было принято решение о прекращении выполнения задания и перелета на базу авиакомпании «Баркол» под Великие Луки.

Opera Снимок_2020-01-27_163426_mak-iac.org.png

В 5 часов утра 8 ноября командир воздушного судна проверил готовность своего экипажа к вылету, проверил метеорологические условия и совершил дозаправку вертолета топливом. Предполетная подготовка прошла без замечаний. В 06:30 командир экипажа принял решение на вылет.

«Так как на п. п. Переслегино не предусмотрен медицинский работник, который имеет право проводить предполетный медицинский осмотр, то, в соответствии с п. 8.10.1. ФАП-128, решение о допуске экипажа к полету принимал КВС. Экипаж был допущен к полету» – МАК.

Маршрут на день был таков: Переслегино (г. Великие Луки) –  посадка под Смоленском – перелет в Андреаполь (Тверская область). Перелет проходил штатно на высоте около 200 метров. Около 07:42 экипаж начал испытывать трудности с обзором, что подтверждается внутрисалонными переговорами:

Командир воздушного судна: «Ну, чё тут, вроде как… 50 метров, [совсем] ничего не видать»
Командир воздушного судна: «Хотя можно пока идти»
Командир воздушного судна: «Но опасно»
Командир воздушного судна: «Да»
Второй пилот: «Пока не надо. Уходи, не видно [ничего]»
Командир воздушного судна: «Ага»

«В районах, где проходил маршрут полета, в утренние часы метеостанциями отмечались дымки, туманы, низкая слоистообразная облачность с выпадением из нее моросящих осадков при температуре воздуха у земли + 1 °С…+ 3 °С и влажности воздуха 98 – 100 %» – МАК.

Снизившись на 50 метров, вертолет приступил к заходу на посадку под Смоленском.

В 08:13 экипаж совершил посадку на площадке под Смоленском без выключения двигателей. По заданию заказчика на борт был передан небольшой груз – 4 автомобильные покрышки и документация и уже в 08:25 вертолет вновь поднялся в небо для проверки магистрального нефтепровода на участке от Смоленска до Андреаполя.

Полет проходил на высоте 100 метров, однако около 08:32 высота полета снизилась до 30 метров. Обследовав около 50 км нефтепровода, экипаж столкнулся ухудшением видимости. Командир воздушного судна принял решение набрать высоту и перелететь в Андреаполь. Дальнейший полет проходил на высоте 150 метров. При этом нижняя граница облаков составляла 150 м над уровнем земли, в воздухе была большая влажность и морось.

В 08:55 командир воздушного судна принял решение набрать высоту 500 метров:

КВС: «У нас 150 метров. Может быть надо, чтоб метров… 200 хотя бы было»
ВП: «Надо, набрать»
КВС: «Давай, 500 занимай тогда»

В 09:23 частота вращения несущего винта вертолета упала. Экипаж пытался наладить работу машины в сложных метеорологических условиях – температура окружающего воздуха была 0 градусов.

Бортмеханик: «Я смотрю температура ноль»
Бортмеханик: «Может быть…»
ВП: «Погреть что ли?»
ВП: «Да я (тут/что-то) не пойму»

Манипуляции второго пилота заметил командир воздушного судна:

КВС: «Ты зачем крутишь-то?»
ВП: «Так обороты это я вижу, что обороты падают»
ВП: «Смотри у нас там ничё, нормально?»

Пытаясь заставить винт работать нормально, второй пилот производил манипуляции с рукоятками управления воздушного судна, однако правый двигатель начал отказывать. Как показало расследование, самовыключение двигателя произошло в условиях обледенения, и здесь экипаж допустил ошибку – он имел право и время перезапустить отказавший двигатель, однако этого сделано не было. Более того, пилоты даже не обсуждали данный вариант, по всей видимости, не предполагая об обледенении двигателя. 

mak-iac.org.png

Вскоре проблема стала более серьезной.

В 09:28 командир спросил: «Второй двигатель отказал, да?», на что второй пилот ответил: «Да, да, да, да, оба двигателя». Согласно руководству по эксплуатации вертолета Ми-8Т, при отказе двух двигателей экипаж должен был немедленно перевести вертолет на режим самовращения несущего винта. Но и этого сделано не было.

Все это время вертолет находился в зоне облачности и экипаж не видел, что под ними лес. Деревья увидели лишь выйдя из облаков на высоте около 30 метров. Сигнал «Опасная высота» работал на высоте в 15 метров, что не позволило командиру воздушного судна вовремя выбрать безопасную площадку для посадки. На скорости около 90 км/ч Ми-8 столкнулся с верхушками деревьев рулевым винтом, а затем рухнул на землю.

mak-iac1.org.png

Вертолет был разрушен. Командир оказался зажатым в кабине вертолета между деревом и корпусом машины. Он испытывал сильный болевой шок и просил о помощи. Единственным доступным обезболивающим средством был медицинский спирт, который находился в личных вещах бортмеханика. Его и дали пилоту, но спасти его жизнь не удалось. Впоследствии экспертиза установила наличие алкоголя в организме командира воздушного судна, но причиной аварии это не стало. Второй пилот, бортмеханик и бортоператор получили травмы разной степени тяжести. 

Остальные члены экипажа потушили пожар, вспыхнувший на борту и покинули разбитый вертолет. Справившись с пожаром, бортоператор связался по телефону с МЧС и сообщил дежурному диспетчеру о происшествии. Точных координат места падения экипаж не знал, поэтому было принято решение, что он пойдет навстречу спасателям. На место аварийной посадки было направлено 11 оперативных групп МЧС.

mak-iac2.org.png

Спасатели встретили бортоператора вертолета и, опросив его, доставили в ЦРБ Западнодвинского района. В 12:45 вертолет был найден. Оставшихся в живых членов экипажа доставили в Нелидовскую ЦРБ.

Причиной аварии в МАК называют конструктивные недостатки двигателей, связанные с возможностью их самовыключения при сильных осадках или обледенении. По заключению специалистов, в двигатель вертолета попал лед, что привило к его неустойчивой работе и остановке.

Также среди вероятных причин – непринятие экипажем своевременного решения о возврате на аэродром вылета, выполнение полета в условиях, способствующих обледенению, с не включенными в ручном режиме противообледенительными системами двигателей и ряд других.

«Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-25600 произошла при выполнении вынужденной посадки на лесной массив, необходимость которой была вызвана самопроизвольным выключением двух двигателей … Материалы расследования катастрофы вертолета Ми-8Т RA-25600 изучить со всеми специалистами, выполняющими и обеспечивающими полеты вертолетов» – МАК.

 

Последние новости

27.01.2020
16 февраля Московский Государственный театр «Русский балет» покажет одноактные балеты «Шахерезада» и «Шопениана» в Тверском драматическом театре начало спектакля в 17:00.
27.01.2020
27 января, в День воинской славы России (76-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады) председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев и заместитель председателя Юрий Цеберганов встретились с тверитянами, переживши
27.01.2020
Филиал «Россети Центр Тверьэнерго» выполнил мероприятия по модернизации устройств противоаварийной автоматики 110 кВ на ключевых центрах питания в ряде районов области. На шести подстанциях 110 кВ - «Редкино», «Лазурная», «Лихославль», «Осташков», «ДВП» и
27.01.2020
27 января 2020 года в Казани открылось первое отделение Московского кредитного банка (МКБ) – дополнительный офис «Казанский». Новый офис приступил к обслуживанию клиентов по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, проспект Ямашева, д.54, корп.1.
27.01.2020
Следователи и полиция разыскивают 17-летнюю Веронику Богданову из села Козлово Спировского района Тверской области. Девушка пропала 26 января 2020 года.
27.01.2020
До семи лет лишения свободы грозит мужчине, задержанному полицией в Максатихинском районе Тверской области. Он срубил в окрестностях деревни Песогоры 10 елей.
27.01.2020
ДТП произошло днем 27 января в Калининском районе Тверской области.
27.01.2020
Прокуратура Западнодвинского района Тверской области нашла нарушения в работе управляющей компании в городе Западная Двина, где нечистотами залит подвал жилого дома. Жильцы жаловались на это с прошлого года.