На Восточной Мессояхе для обучения работников «Мессояханефтегаза» и подрядных организаций применяют компьютерные тренажёры. Они позволяют не только оценить навыки и компетенции, но и научить правильно действовать в сложных ситуациях.

Учебный класс на Восточно-Мессояхском промысле. В аудитории стропальщики. Позади теория и тестирование, и вот она – виртуальная реальность. VR-система служит тренажёром для безопасной отработки ситуаций, имеющих высокие риски.

«В виртуальной реальности, в этих очках, мы оттачиваем то, что не должно случиться. У нас не должны происходить такие случаи, которые мы видим по СМИ -  там придавило, там травму получил человек. Мы хотим это исключить в своей работе», - рассказывает Дмитрий Сухомлинов, главный специалист службы производственной безопасности «Мессояханефтегаза».

Каждый шаг прорабатывается до автоматизма. То, что видит в виртуальной реальности пользователь, транслируется и на монитор. Выполнение задания оценивает тренер, а VR-система помогает сформировать навыки безопасной работы.

«У VR есть определённые плюсы, особенно такие опасные работы, как строповка. Здесь идёт обучение, оттачивание движений сигнальщика. Тебе программа не даст выполнить какие-то сигналы неверно. Либо ты это выполняешь, либо учись выполнять это правильно, по-другому не дано», - говорит Никита Гуров, сотрудник «Мессояханефтегаза».

В этом же классе проводится психоэмоциональное тестирование для водителей. После успешного прохождения этого этапа ученик допускается к динамическому тренажёру грузового автомобиля КамАЗ.

Как говорят специалисты, этот симулятор ничем не отличается от кабины настоящего КамАЗа. Здесь выставлены погодные условия, например, зима, идёт небольшой снег и присутствует гололёд. 

И руль, и педали, и приборная панель – всё как в настоящем КамАЗе. Только вместо стёкол – жидкокристаллические экраны с виртуальной реальностью. За происходящим в кабине наблюдает преподаватель, с помощью программы он моделирует ситуацию. Прокол колеса, отказ рулевого управления и даже пешеходы, выбегающие на дорогу. Сможет ли водитель принять верное решение и способен ли он адекватно реагировать на такие ситуации – это и позволяет определить комплекс психофизиологического тестирования.

«Что может эта кабина дать опытному водителю, наверное, скорее даже не ему, а мне, как преподавателю. Я увижу, как водитель видит окружающую обстановку, знает ли ПДД, соблюдает ли требования ПДД, потому что кабина позволяет это сделать. Я ему некоторые задания задаю в процессе вождения и могу отметить его ошибки или его такие действия, которые могут привести к ДТП в обычной жизни на настоящем автомобиле», - поясняет Дмитрий Сухомлинов, главный специалист службы производственной безопасности «Мессояханефтегаза».

Комплекс оснащён биометрическими датчиками, они определяют общее состояние водителя: его пульс, давление, и оценивают реакцию на изменение дорожной обстановки. Денис Витт – водитель со стажем, тест прошёл без видимого волнения и нарушений, вовремя и правильно реагировал на предложенные машиной испытания.

«Чем хорошо, допустим, в реальности мы не можем эксплуатировать машину с пробитым колесом переднем. А тренажёр нам помогает, даёт понять. В данной программе заложено усилие руля. То есть, когда пробивает колесо, руль тянет, держать тяжело, такое усилие руля даётся. Но в реальности мы это делать не будем однозначно, ведь можно перевернуться», - говорит Денис Витт, водитель.

Ежегодно VR-курсы проходят сотни нефтяников, работающих на Мессояхе. Только в 2021 году более пятисот. Виртуальное обучение дает реальный результат, поэтому перечень цифровых программ в области производственной безопасности будет расширяться.