В России могут резко подорожать бытовая техника, одежда и обувь

2020-02-25 07:00:08

Рост цен на 5-13% может быть вызван обязательной утилизацией упаковки. Новое требование может привести к росту цен на непродовольственном рынке.

Уже в следующем году рост цен на бытовую технику может составить 13%, на  электронику — на 9%, одежду и обувь — на 2–5%. Об этом сегодня сообщают «Известия» со ссылкой на главу комитета по торговле «Деловой России» Алексея Фёдорова. По данным издания, цены подскочат, если с 2021 года вступят в силу нормативы, предполагающие стопроцентную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки. Эта норма также называется как «Расширенная ответственности производителей и импортеров товаров» (РОП).

Согласно документу, в России введут стопроцентную утилизацию отходов потребительских товаров и упаковки (как отечественных, так и импортных). Сейчас лишь часть производителей занимается такой переработкой (54 наименования товаров — тара, бумага, шины, электроника и т.д.), и то не полностью: 5–35% объема продукции на рынке в зависимости от категории. В противном случае они уплачивают экологический сбор. Согласно постановлению правительства, в 2020 году норматив утилизации, например, для текстильных изделий составляет 5%, а ставка экосбора — 16,3 тыс. рублей за 1 т товара.

До конца апреля проект концепции РОП должен быть принят кабмином. Предполагалось, что новые требования вступят в силу в 2021-м году, поступления в бюджет от экологического сбора увеличатся с 2,2 млрд до 136 млрд рублей в год.

Но дело в том, что новая система ощутимо изменит цены на потребительские товары — в первую очередь это коснется непродуктового сегмента. Так, стоимость бытовой техники подскочит минимум на 13%, электроинструментов — на 11%, электроники — на 9%, обуви — на 5%, одежды — на 2%. Эти данные основаны на данных опроса более чем 800 ритейлеров.

Ритейлеры в целом поддержали концепцию Минприроды, но подчеркнули, что переход к полной утилизации использованных товаров должен быть более плавным и длительным, а предлагаемая инициатива обернётся существенными затратами для компаний. Речь идет не только о расходах на утилизацию самой продукции, но и средствах, которые понадобятся на дополнительные складские помещения. В них должна будет храниться собранная ритейлерами упаковка. Также понадобится персонал, который будет заниматься этими новыми процессами. Как это часто бывает, заплатят за все это простые покупатели товаров.