Отец дарил бумажные кораблики
Команда Березина готовит к навигации самый мощный на предприятии теплоход «Дунайский-54», который уже более полувека на ходу. В капитанской рубке полный порядок: на оборудовании ни пылинки, в стопку сложены судовые журналы. У строгого и требовательного капитана Березина не забалуешь.
– Михаил Ильич, навигация новая, а традиции наверняка давние?
– Уже 46-я навигация, и, признаюсь, впервые на моей памяти такая ранняя весна. Традиции известные: на теплоходе должен быть полный порядок и готовность к рейсу. Для того чтобы он прошел без проволочек, заранее, на берегу, готовим судно, по лоцманским картам прочерчиваем маршрут с учетом характера реки. Парни в экипаже толковые, в университетах заочно учатся, меня с полуслова понимают. А задача капитана – продумать и сделать так, чтобы никаких экстремальных ситуаций в рейсах не было. Воспитываю команду на личном опыте, объясняю: чтобы стать речником, нужны упорство и мотивация. А то бывает, попал практикант в шторм, покачало его, и больше на судно ни ногой.
– Сколько времени не виделись со своим теплоходом?
– С момента зимовки, то есть с ноября. В феврале уже заступил на вахту. Каждый раз, возвращаясь из отпуска, здороваюсь с теплоходом, он для меня как живое существо. Вообще судно – это зона повышенной опасности, надо постоянно быть начеку, не теряться во внештатной ситуации. На воде ценится смелый, уверенный, решительный человек. И любопытный – необходимо желание изучать все новое, заниматься самообразованием, постоянно совершенствоваться.
– Многие мальчишки мечтают держать в руках штурвал, но не все доходят до цели. Когда у вас загорелся глаз стать капитаном речного судна?
– Свою роль сыграло то, что я с Вятки, из Кукморского района. Прадед работал бакенщиком, а отец, которого в армию призвали в 1945-м, восемь лет прослужил на флоте, и бумажные кораблики он мне дарил. Видно, передалась по наследству их любовь к водным просторам. Со школьных лет пропадал на реке, плавал, рыбачил, мама меня кормильцем семьи называла. После армии поступил в Казанский речной техникум.
– Как началась ваша карьера?
– С дипломом в 1974 году приехал в Челны и третьим штурманом отправился в первый рейс в Астрахань. Сначала водил пассажирские теплоходы – «Заря», «Ракета», «Восход», а с 2006 года – за штурвалом грузового судна. Перед тем как стать капитаном, прошел все ступеньки, которые отражены в моей послужной книжке. Для получения опыта нужно уметь выполнять любую работу – от мытья палубы до оказания первой помощи. С теплотой вспоминаю своих учителей Анатолия Борисовича Баранова, Альфата Салаховича Гатауллина. Мне на них хотелось равняться.
«Раньше из Вятки воду пил»
– Какая экстремальная ситуация вам запомнилась?
– Бог миловал: ни одной аварии за все время моей работы не было. У капитана большая ответственность за экипаж, груз и судно. Маршруты разные: Астрахань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Казань, Тольятти, Пермь. Невозможно подсчитать все километры пройденного водного пути. Но в каждом рейсе наш экипаж доказывает свое мастерство, ведь бывают и штормы, и мелководье. На грузовом судне нужен физический труд: здесь, по сравнению с пассажирским, более мощные, стальные, троса. Самый тяжелый участок акватории – Камское Устье, еще при ветреной погоде волны создают опасность на Куйбышевском водохранилище. А у нашего судна толкач, две секции длиной по 270 метров и вместимостью по 4 тысячи тонн груза – песчано-гравийной смеси. Скорость по течению держим 10-11 километров в час, если же идешь против него, то поменьше. Как говорится, тише едешь, дальше будешь.
– Есть особенность в вахтовом дежурстве, ведь судно 24 часа в работе?
– Они круглосуточные и разделены по времени. Так, вахта капитана считается «королевской» – с 00.00 до 6.00 часов. Самое тяжелое время – ночное, и не случайно эти часы оплачиваются по другой шкале.
– Что помогает выдерживать трудности?
– Спортивная закалка: долгие годы катался на лыжах, а зимой купаюсь в проруби, часто езжу на Святой ключ в Елабугу.
– Кто продолжатель вашей водной династии?
– Сын Сергей в моем экипаже, с детства ходил в рейсы – ему нравится. Хочу, чтобы внук поступил в военно-морское училище, он еще школьник, думаю, меня услышит. Мне 66 лет, но совсем сойти на берег не тороплюсь. Не могу представить: теплоход ушел, а я остался… Каждый год наш корабль идет по Каме, часто по одному и тому же маршруту, но у меня нет ощущения того, что эти места мне приелись. Рассветы, закаты такие, что глаз радуется, а ночью и вовсе дивная красота, жаль, рисовать не умею. Переживаю, что в последние годы Кама обмелела, да и вода в реках стала грязная. Раньше, когда я в Вятке купался, из реки пил, а теперь побаиваюсь.
«На самолетах летать боюсь»
– Удивилась, что, вопреки приметам, у вас в штате есть женщины.
– Да, они работают поварами. Главный экзамен для них – выдержать качку и не страдать от морской болезни. Кстати, знаете лекарство от нее? Держите в кармане сухарики и при небходимости рассасывайте. Кок обязан не только вкусно готовить, но и правильно рассчитать количество порций на команду, иначе кто-нибудь останется голодным. Фирменное блюдо, бесспорно, макароны по-флотски. Наши повара – добрые женщины. Тем, кто в рейсе болеет, приносят в каюту что-нибудь вкусненькое. Всегда говорю: теплоход – это дом на воде, а экипаж – семья.
– Раз заговорили о доме, что о нем напоминает в капитанской каюте?
– Ничего лишнего, лишь икона и необходимая по работе литература. Фотографий близких на столике не держу – они в телефоне. Любимый отдых для экипажа в замкнутом пространстве корабля – это чтение. Полезное дело, ведь рейсы бывают и по 20 дней. Благодаря начальнику отдела кадров нашего предприятия Флюре Гильмутдиновне Каюмовой, мы каждый раз берем с собой внушительные стопки книг: классику, детективы, фантастику, словом, на любой вкус.
– Есть заветная мечта, к примеру, за границей побывать?
– Нет, я на самолетах летать боюсь. Да меня и не тянет никуда.
– Правда, что у капитана зарплата, как у летчика, – 500 тысяч рублей в месяц?
– (Смеется.) Нет, поменьше. Но я не жалуюсь – руководство предприятия выдает ее вовремя, никогда задержек не было.
– Чем занимаетесь на берегу, между рейсами?
– Наш график в навигации такой: 20 дней рейс, 10 дней дома. Поэтому летом езжу на дачу, где главный капитан – жена, а я на подхвате. Отпуска только зимой, занимаюсь ремонтом автомобиля, с внуками общаюсь. В этом году ездил в санаторий – руководство предприятия поощрило бесплатной путевкой.
– Если не секрет, где с женой познакомились? На девушек китель капитана с золотыми пуговицами действует безотказно?
– Познакомились в санатории, где она медсестрой работала. Привез ее в Челны, и живем душа в душу более 40 лет, вырастили двоих детей. Приятно, когда после рейса тебя ждут родные.