ОНК – Общественная наблюдательная комиссия – организация, которая официально контролирует соблюдение прав человека в местах лишения свободы. Целью деятельности ОНК является контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (изоляторы временного содержания в МВД, СИЗО и исправительные колонии, гауптвахты и т.п.) и помощи лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также членам их семей, в том числе в период социальной адаптации и реабилитации. Свое отделение ОНК есть в каждом субъекте страны, в том числе и в Красноярском крае. 

Последний громкий случай, связанный с деятельностью ОНК – заявление заместителя председателя комиссии отделения во Владимирской области Владимира Григоряна. В эфире «Дождя» на просьбу прокомментировать информацию о том, что Навальный в колонии испытывает боли в спине и ноге, он сказал, что политик симулирует. При этом Григорян не посещал Навального.

Как уточняет «Дождь», Владимир Григорян – член Общественной организации ветеранов уголовно-исполнительной системы во Владимирской области, в 1975-2001 гг. он работал в исправительных учреждениях на различных должностях.

Другой член владимирской ОНК Юрий Белокрылин, комментируя жалобы находящегося в тюрьме Навального, заявил «Дождю», что «не доверяет этой писанине»: «И самому Навальному не доверяю. Значит, у меня такая позиция. Я к нему отношусь очень негативно — к Навальному». 

Напомним, 25 марта Навальный и его адвокаты рассказали, что здоровье политика в тюрьме резко ухудшилось и ему «тяжело и очень больно встать с кровати». По словам оппозиционера, администрация колонии никак не реагирует на жалобы и на просьбы разрешить его осмотр гражданским врачом, а из лекарств выписали только ибупрофен.

Представители ОНК посетили Навального 27 марта. По их словам, он пожаловался на боль в ноге и попросил оказать содействие в получении уколов «Диклофенака», других пожеланий не было. Сам же Навальный позже назвал ОНК по Владимирской области «сборищем жуликов и лжецов». Его слова 29 марта передал адвокат Вадим Кобзев:

«ОНК по Владимирской области – сборище жуликов и лжецов, которые обслуживают администрации концлагерей, ухудшая положение заключенных. Я 40 минут подробно рассказывал им про неоказание медпомощи, про кучу жалоб на здоровье, про то, что мне не сообщают диагноз и результаты МРТ».


В пятницу, 2 апреля, Общественная палата России рассмотрит вопрос об исключении правозащитницы Марины Литвинович из состава Общественной наблюдательной комиссии Москвы. Литвинович рассказала, что процесс исключения ее из состава ОНК связан с 76 ст. ФЗ об ОНК о неразглашении данных следствия в отношении юриста ФБК* Любови Соболь. По словам Литвинович, в конце декабря 2020 г. она посещала арестованную Соболь в изоляторе и рассказала о том, что ее допрашивали ночью.

В поддержку Литвинович на сайте Change.org была создана петиция, к настоящему моменту она собрала уже более 50 тыс. подписей. «Если ОНК Москвы лишится одного из немногих своих членов, которые действительно ходят по ОВД, тюрьмам, СИЗО и спецприемникам, в эти места некому будет ходить, и люди останутся без связи с внешним миром, а их родные и все мы – без информации о них», – считает политолог Екатерина Шульман.

За последний месяц Марина Литвинович посещала находящихся в СИЗО экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, главу группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля, арестованного по обвинению в даче взяток экс-губернатору Пензенской области и самого Ивана Белозерцева.

 


Своя ОНК есть в Красноярском крае. О ее работе «ТВК Красноярск» ранее рассказал бывший заключенный, а ныне правозащитник Иван Асташин:

«В Красноярске ситуация только ухудшается. До 2018 г. ОНК еще хоть как-то действовала – благодаря ей произошла огласка пыток в ЕПКТ-31. Новый же созыв абсолютно лояльный. Там половина людей, если не больше – ветераны ФСИН, МВД и других структур. Вот вам и общественная наблюдательная комиссия.

Они даже формально свою работу не выполняют. За год, что я провел в ИК-17 – с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г. – ни разу не видел представителя ОНК, хотя эта зона в городе. Но туда не ходят или ходят так, что заключенные их не видят.

Кроме того, телефон, который указан на сайте ОНК, не работает – его набираешь, а там говорят «абонент в сети не зарегистрирован». Дозвониться им невозможно. Адрес тоже, видимо, не существует. Я несколько раз писал обращения – письма возвращались мне с пометкой об этом».

«ТВК Красноярск» проверили: номер, который указан на сайте ОНК– 253-80-81 – действительно не зарегистрирован.

Кроме того, раздел «Новости» на сайте организации в последний раз обновлялся в феврале 2020 г., а Facebook не ведется с 2015 г. 

 

Однако о работе ОНК на своих ресурсах регулярно сообщает пресс-служба ГУФСИН. Что, скорее, говорит о тесном сотрудничестве членов Общественной наблюдательной комиссии с руководством системы исполнения наказания, чем о независимом подходе в рассмотрении проблем и жалоб заключенных.

В списке членов красноярской ОНК, как и во Владимире, где сидит Навальный, есть бывшие фсиновцы. Известно, что заместитель председателя ОНК Галина Звольская – полковник внутренней службы и бывший помощник начальника по соблюдению прав человека в УИС ГУФСИН России по Красноярскому краю. Председатель ОНК по Красноярскому краю Юлия Андреева – доцент кафедры юридического института Красноярского государственного аграрного университета. 

В списке членов ОНК: протоиерей Анатолий Обухов, настоятель храма святителя Луки Красноярского; Гаяз Фаткуллин – муфтий, председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края; Николай Сарапулов – заместитель начальника управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами, бывший прокурор края; Сергей Кормаров – бывший начальник Главного управления МЧС по Красноярскому краю; Александр Гуцалюк – ветеран ФСИН; Юрий Кононченко – пенсионер, экс-сотрудник внутренних дел, г. Норильск.    

О работе ОНК в Красноярском крае мы поговорили с бывшим членом организации Алексеем Бабием. Он состоял в ней 4 года, с момента основания – 2008–2012 гг.

«Работы было много. Ездил в учреждения часто, из КТБ (краевая туберкулезная больница – прим.ред.) вообще не вылезал. Если за пределы города, далеко – ездил раз в месяц примерно. Если близко – в Громадск (114 км от Красноярска – прим. ред), например, – раз в две недели. Многие дела надо было решать прямо в Красноярске.

Насколько я понимаю, сейчас эта организация практически умерла. Того боевого настроя, который был в начале, и тех людей, которые тогда этим занимались – там особо нет. Заглядывал в список членов – по большей части там люди, которых я вообще не знаю». 

Полномочия текущего созыва действуют с 22 мая 2018 г. до 22 мая 2021 г. – перевыборы будут через 2 месяца. Отметим, члены ОНК работают на безвозмездной основе, а организация по закону не получает госфинансирования.

Официально о заявлениях осужденных сообщается только в ежегодном докладе уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. Так, согласно отчету за 2020 г., «из всех жалоб на необоснованное применение физического/психологического воздействия в отношении осужденных со стороны сотрудников ГУФСИН за последние пять лет в период с 2016-2020 гг. только в двух случаях факты нашли подтверждение при проверке».

Мы изучили доклады за указанный период – всего за 5 лет к уполномоченному по правам человека поступило 87 подобных обращений.

Данные о среднесписочной численности арестованных и осужденных в учреждениях ГУФСИН также взяты из доклада за 2020 г. При сопоставлении графиков ясно, что количество жалоб не зависит от общего числа заключенных. 

В ГУФСИН России по Красноярскому краю входят 12 исправительных колоний, 7 колоний-поселений, 2 лечебно-исправительных учреждения, Краевая туберкулезная больница №1, 5 СИЗО, 2 тюрьмы и Канская воспитательная колония.

* – Организация включена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функцию иностранного агента.

Фото: Наиль Фаттахов/ Znak.com


Красноярские тюрьмы называют одними из самых жестких в России. Об этом снова заговорили из-за этапа Алексея Навального. «ТВК Красноярск» попробовали разобраться, почему тюрьмы края получили такую славу. Один из спикеров предостерег нас: заниматься этой темой, находясь в Красноярске, может быть опасно. Внимание! Материал предназначен для лиц старше 16 лет – он содержит описание жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.
Бывший заключенный Михаил Голиков, осужденный на 20 лет за разбой и убийство, опасаясь за свою жизнь, бежал из России. За год до этого Голиков заявил, что его избили сотрудники красноярской колонии. На фсиновцев по факту избиения завели уголовное дело. Во время следствия дело завели и в отношении Голикова. Как он заявляет, сфабрикованное. Михаил рассказал «ТВК Красноярск», что, с его точки зрения, происходит в учреждениях краевого ГУФСИН.

Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.