За и против: бесплатный проезд для детей-безбилетников в морозы — репортаж с совещания

2019-12-13 18:00:29

Корреспондента ВашГород.ру пригласили на совещание по проблеме высадки детей из общественного транспорта в зимний период.

Напомним, что мы сами инициировали этот разговор, отправив запрос в облсовет по поводу бесплатного проезда для школьников. Однако с ответом депутаты не торопились. К слову, ответ на запрос нам так и не прислали, зато пригласили на совещании. Правда, приглашение мы получили за час до начала, но это не помешало нашему журналисту вовремя приехать на встречу.

На совещании речь шла о случаях, когда у школьников не было возможности оплатить проезд по разным причинам. На встречу депутат заксобрания Кузбасса Владимир Вильчиков пригласил все заинтересованные стороны: представителей транспортной компании, полиции, уполномоченного по правам ребёнка, департамента образования, прокуратуры и нас.

«На мой взгляд, родители должны обеспечить ребёнка, который вынужден совершать поездки. Если даже ребёнок потерял деньги или закончились средства на карте, то транспортники всё равно должны обеспечить проезд ребёнка. Ещё одна сторона — общественность. Даже если злой кондуктор или водитель попался, то, наверное, в салоне должны быть неравнодушные люди, которые заступятся за ребёнка или заплатят за него», — высказался Вильчиков.

По его мнению, можно считать преступлением случаи, когда ребёнка высаживают — это оставление в опасности.

По словам руководителя пресс-службы «Кемеровской электротранспортной компании» Максима Гончаренко, ребёнок может оплатить проезд наличными, картой банковской и транспортной картой.

«Но у школьника может появиться искушение потратить наличные на что-то другое, а потом войти в подвижной состав и развести руками — якобы деньги потерял.

Есть и нюансы — например, транспортная карта не срабатывает, если остаток меньше 22 рублей, хотя проезд для школьников стоит меньше. Такие случаи бывали", — рассказал он.

Представитель УЕЗТУ ответил, что транспортные карты работают таким образом, что на балансе должно быть не меньше максимальной стоимости одной поездки для взрослого, хотя проезд для ребёнка стоит меньше.

«Есть мобильное приложение, с помощью которого можно контролировать остаток на карте, там можно закрепить несколько карт по их номеру. Пополнять их можно через банкоматы Сбербанка, через мобильный банк, поэтому родители могут пополнить баланс удалённо, даже когда ребёнок едет и выяснил, что у него не хватает денег», — прокомментировал замдиректора УЕЗТУ Артём Шаклеин.

По его словам, принцип работы карты одинаковый во всей области. Он рассказал, что специалисты проводили тестирование — буквально две недели назад новокузнецкими картами пытались расплатиться в Кемерове, и наоборот. Всё сработало, заплатить получилось. Все карты системы «Электронный проездной» будут запущены во всех муниципалитетах.

Он уточнил, что пока ещё есть территории, где продаются бумажные проездные, но с внедрением системы будут изменения, тогда все школьники смогут ездить по специальным картам.

Максим Гончаренко рассказал о случае, который произошёл в этом году. Транспортная компания столкнулась с жалобой мамы. Оказалось, что девочка показала проездной отличника, но в ней ручкой исправен год выдачи. Вместо 2016 года был 2019. Каждые полгода цвета проездного меняют, их ограниченное количество, в этом полугодии он совпал. Кондуктор под лупой рассмотрела это, сфотографировала, но выгонять девочку не стала — та сама вышла раньше, чем нужно и пожаловалась маме. Однако по камерам было видно, что кондуктор никакой агрессии не проявляла, а вела себя спокойно. Тем не менее, мама девочки подняла скандал в СМИ.

Он уточнил, что у сотрудников на этот счёт есть инструкции, что выгонять детей-безбилетников нельзя, этому правилу уже не один год. Однако стоит помнить, что у кондуктора тоже есть зона ответственности, контроль за оплатой входит в его прямые обязанности. Ребёнок, который не платит за проезд, совершает административное правонарушение.

На эту историю отреагировала прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры региона Светлана Качалова.

«Ответственность начинается с 16 лет. В данном случае девочка совершила административное правонарушение. А подделка документов — уголовное преступление. О таких случаях нужно сообщать в полицию, собирать как можно больше данных, спросить имя, фамилию, номер мамы и так далее.

Всю информацию следует передавать в полицию, чтобы там занимались дальше этим делом, вплоть до привлечения родителей к административной ответственности за невыполнение обязанностей по содержанию ребёнка.

Тогда в следующий раз мама не будет жаловаться в прессу, в администрацию и так далее, а просто даст денег ребёнку.

В соцсетях информация распространяется быстро, и когда узнают, что ребёнка старше 14 лет или его родителей привлекли к ответственности, то к вопросам, которые касаются проезда ребёнка, станут внимательнее относиться", — считает она.

По мнению прокурора, нужна профилактическая работа — лекции в школах, на родительских собраниях, где объяснят последствия таких нарушений. Можно развешивать в транспорте плакаты, где тоже говорится об ответственности за проезд без билета — ведь в тех же автобусах едут и родители на работу. Там же объяснить, что кондуктора не злые, когда требуют оплату, а у них тоже есть ответственность, и когда на линии контроль, он получит штраф. В этом случае пусть она сразу звонит руководству и сообщает, что у неё на линии ребёнок без билета, чтобы избежать взысканий.

Корреспондент ВашГород.ру задал вопрос, который волнует горожан — почему бы не сделать проезд для детей совсем бесплатным? Ответ дал депутат Владимир Вильчиков.

«Я вообще сторонник того, что ничего не должно быть бесплатного. Дети с детства должны знать, что любая услуга должна быть оплачена. Почему бы тогда не сделать обеды бесплатные? Наверное, важнее, чтобы ребёнок получал питание, от этого зависит его здоровье. С точки зрения бюджета, сегодня практически 80% подвижного состава изношено, и для бюджета важнее его обновить. Сегодня губернатор сообщил, что до 300-летия планируют половину обновить, все заменить не сможем. Важнее, чтобы всем стало комфортнее ездить, в том числе детям. А помогать нужно тем, кто сам не в состоянии оплатить проезд, такие есть, к сожалению. Этим занимается соцзащита», — сказал он.

По поводу льготных проездных добавил свой комментарий представитель УЕЗТУ.

«Вот сейчас у нас с 1 января 2020 года в четырёх муниципалитетах области запущен пилотный проект в разрезе социальной транспортной карты. В частности, их выпустят для несовершеннолетних до 14 лет, которые будут пользоваться для регистрации права бесплатного проезда в транспорте. Эта карта будет персонифицирована, с фотографией, фамилией, именем и отчеством, они будут управляться централизованно средствами соцзащиты.

Соцзащита уже провела конкурсные процедуры, уже определён победитель, утверждён дизайн этой карты, уже вся техническая работа проведена, есть нормативные документы. Запускаем пилотную фазу тестирования в течение полугода, далее проект распространят на все муниципалитеты".

По словам Артёма Шаклеина, эта карта из пластика, поэтому подделать её нельзя. Большая часть льготников уже сфотографировалась для этих карт.